суббота, 25 июня 2011 г.

Грустная история тверского трамвая

Такое дело. Сегодня, стоя в пробке перед строящейся мигаловской эстакадой наблюдал, как строители демонтировали трамвайные рельсы на участке от моста в сторону остановки "ЖБИ-2". И такая ностальгия набежала. Ведь я на этой остановке выходил и садился в трамваи с первого класса по второй курс Политеха. Теперь там будет просто асфальт, просто еще одна дорога для машин.

Когда-то трамвайная сеть развивалась очень быстро. Ведь считалось что это экономичный и экологичный транспорт. Вся Тверь была опутана рельсами. А сейчас?

Продается депо, что на площади Капошвара - теперь там будет торговый центр. Долги. Ликвидируется морально устаревший трамвайный парк - вагоны идут на переплавку, а новые уже не покупаются. Нет денег. Нет вагонов - нет маршрутов. Самым последним стал 18-й маршрут - трамваи бегали от "ДСК" до "Кольцевой". И было это аж в в начале 90-х прошлого века. Это был пик тверского трамвая.

А все началось 15 августа 1901 года - открыли два маршрута. Первый был от площади Ленина до "Пролетарки", а второй до железнодорожного вокзала. Что интересно - до 1930 года это были узкоколейные линии в одном направлении. Чтобы разъехаться делались специальные съезды в сторону. Первое депо было наполовину деревянное, построенное на месте нынешнего здания "МРСК-центра - Тверьэнерго", что напротив Суворовского училища. Пожар не заставил себя долго ждать и второе депо возвели как раз на Капошвара в 1934 году. Лишь через 40 лет появилось и депо на Соминке. Были планы по строительству и третьей парковки трамваев, но им не было суждено сбыться.

В перестроечное время начался упадок как всей страны, так и тверского трамвайного хозяйства, в котором оно до сих пор так и находится.

С тех пор закрыто движение по Советской и Вагжанова, от площади Гагарина через Восточный мост и через все Затверечье, демонтированы рельсы с части Советской, что после Тверского проспекта и с улицы Софьи Перовской. Уже идет разбор путей от Мигалова до улицы Республиканской. Предполагается снять рельсы от площади Гагарина до "Искожа". Более того, есть планы разобрать пути от Речного до Капошвара, очистив таким образом место под дополнительную полосу по всему Тверскому проспекту.

Что будет дальше? Скорее всего в ближайшие несколько лет трамваи выведут на периферию Твери и постепенно, с учетом износа подвижного состава полностью ликвидируют трамвайное хозяйство как факт. Разве что бизнесмены успеют выкупить пару вагонов и сделают из них оригинальные кафе и рестораны. И более чем столетняя судьба тверского трамвая окончательно прервется.

Но не стоит расстраиваться. Личные автомобили все доступнее и дешевле. А ведь именно в качестве альтернативы им и вводился общественные транспорт. Есть ли смысл гонять порожняком скрипящие и ржавые вагоны по пыльным трамвайным путям, или действительно, сдать их на металлолом истории да и дело с концом?

P.S.  Вспомнилось. Как-то после войны, в Риге, немецкие военнопленные построили новую трамвайную ветку. В день открытия маршрута над всей улицей была повешена большая красная растяжка, где огромными белыми буквами было написано: "Слава строителям трамвайной линии"...
Хочешь оперативно получать новые записи блога? Подпишись на RSS-ленту и E-mail рассылку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий